Медный всадник? Почему медный?


«Медный всадник» – знаменитый памятник Петру Великому в Санкт-Петербурге и яркий пример того, как изделия из металла (в данном случае – скульптура из бронзы) могут украшать не только интерьеры, но и города. «Медный всадник» давно уже стал символом северной столицы.
Автор памятника – французский скульптор Этьен-Морис Фальконе, приглашенный специально в Россию по указу Екатерины II князем Голицыным. В 1765 г. Екатерине, после поисков скульптура через своих послов, к нему посоветовали обратиться Дидро и Вольтер, вкусу которых она доверяла. Так 50-летний Фальконе, работавший в то время на парижском фарфоровом заводе и мечтавший о монументальной скульптуре, получил заказ с условием, что выполнит его за 8 лет.
Екатерина думала установить памятник великому основателю Петербурга в самом центре Сенатской площади, однако Фальконе поступил по-своему и перенес скульптуру ближе к Неве. Видение будущего памятника у художника и великой императрицы просто разительно отличалось; по этому поводу было немало трений.

Екатерина II хотела видеть Петра в стиле римских императоров – с жезлом и скипетром в руках, царственно восседающем на коне. Но Фальконе узрел в «Медном всаднике», прежде всего, государственного деятеля, а не великого полководца и основателя, с чем он также был согласен. В итоге Фальконе сумел убедить всех, и через 3 года работы над моделью памятника в натуральную величину были готовы. Еще 12 лет ушло на гипсовую модель «Медного всадника»,  и в 1774 г. памятник начали отливать из бронзы.
Почему же его называют «Медным всадником», когда этот шедевр – скульптура из бронзы? Название пришло позднее от одноименной поэмы А. С. Пушкина, где слово «медный» поэт относил к бронзе (как и в других своих произведениях), как и было принято в те времена: «колокольная медь», «медных пушек звонкий ряд» и т.д.
Отливкой памятника долго никто не хотел заниматься – пугали его огромные размеры. К тому же, по расчётам Фальконе для равновесия монумента передние стенки скульптуры должны были быть тончайшими – не больше сантиметра. Французский литейщик, которого специально пригласили для этого, даже назвал своего земляка сумасшедшим и отказался, ведь такого способа отливки никто раньше в мире не делал. Но в итоге мастер, готовый решиться, нашелся. Это был русский рабочий, отливавший пушки – Емельян Хайлов.
Для отливки понадобилось 176 т бронзы и 4 т железа (для равновесия). Отлить скульптуру удалось лишь за 3 года: во время 1-ой отливки лопнула труба, и раскаленная бронза повредила верхнюю часть скульптуры – к ужасу Фальконе. Хайлов, рискуя жизнью, сумел собрать часть вытекшего металла, но полностью изъян удалось исправить только через 2 года. В память об этом на одной из плащевых складок Петра мастер написал: "Лепил и отливал Этьен Фальконе парижанин 1778 года".
С Гром-камнем, на котором вздымается конь Петра I, история не менее интересна. Как задумал Фальконе, основанием памятника должна была стать естественная скала в виде волны – напоминание о том, что Пётр I открыл России нужный путь к морю. Поисками монолита занялась Академия художеств – еще, когда была готова лишь голова памятника, которую вылепила ученица Фальконе, приехавшая с ним в Россию – 17-летняя Мари-Ан Колло. Гром-камень нашли у деревни Лахты. Из-за того, что в него когда-то ударила молния и сделала в нем расщелину, местные жители его так и прозвали. По преданию на Гром-камень несколько раз входил сам Петр, чтобы обозреть окрестности.
Массивный гранит доставляли до места почти год. Его первоначальный вес был 2000 т. Сам же памятник весит – 8 т, а в ширину – 5 м.
Но установить памятник Фальконе так и не пришлось. К этому моменту он совсем рассорился с императрицей и вместе со своей ученицей в 1778 г. отбыл из России. Руководить установкой бронзовой скульптуры на постамент доверили архитектору Ф. Г. Гордееву.
Наконец, 7 августа 1782 г. торжественное открытие «Медного всадника» состоялось. На Сенатской площади собралось много народу и войска, а императрица Екатерина II смотрела на открытие с балкона Сената и со слезами на глазах поклонилась изображению в бронзе великого Петра. Такого массивного и красивого изделия из металла Санкт-Петербург раньше не знавал. Эта скульптура из бронзы и сегодня – украшение не только северной столицы, но и всей Европы, один из лучших памятников Петру I.