«Медный всадник» – знаменитый памятник Петру Великому в
Санкт-Петербурге и яркий пример того, как изделия из металла (в данном случае –
скульптура из бронзы) могут украшать не только интерьеры, но и города. «Медный
всадник» давно уже стал символом северной столицы.
Автор памятника – французский скульптор Этьен-Морис
Фальконе, приглашенный специально в Россию по указу Екатерины II князем
Голицыным. В 1765 г. Екатерине, после поисков скульптура через своих послов, к
нему посоветовали обратиться Дидро и Вольтер, вкусу которых она доверяла. Так
50-летний Фальконе, работавший в то время на парижском фарфоровом заводе и
мечтавший о монументальной скульптуре, получил заказ с условием, что выполнит
его за 8 лет.
Екатерина думала установить памятник великому основателю
Петербурга в самом центре Сенатской площади, однако Фальконе поступил по-своему
и перенес скульптуру ближе к Неве. Видение будущего памятника у художника и
великой императрицы просто разительно отличалось; по этому поводу было немало
трений.
Екатерина II хотела видеть Петра в стиле римских императоров – с жезлом и скипетром в руках, царственно восседающем на коне. Но Фальконе узрел в «Медном всаднике», прежде всего, государственного деятеля, а не великого полководца и основателя, с чем он также был согласен. В итоге Фальконе сумел убедить всех, и через 3 года работы над моделью памятника в натуральную величину были готовы. Еще 12 лет ушло на гипсовую модель «Медного всадника», и в 1774 г. памятник начали отливать из бронзы.
Екатерина II хотела видеть Петра в стиле римских императоров – с жезлом и скипетром в руках, царственно восседающем на коне. Но Фальконе узрел в «Медном всаднике», прежде всего, государственного деятеля, а не великого полководца и основателя, с чем он также был согласен. В итоге Фальконе сумел убедить всех, и через 3 года работы над моделью памятника в натуральную величину были готовы. Еще 12 лет ушло на гипсовую модель «Медного всадника», и в 1774 г. памятник начали отливать из бронзы.
Почему же его называют «Медным всадником», когда этот шедевр
– скульптура из бронзы? Название пришло позднее от одноименной поэмы А. С.
Пушкина, где слово «медный» поэт относил к бронзе (как и в других своих
произведениях), как и было принято в те времена: «колокольная медь», «медных
пушек звонкий ряд» и т.д.
Отливкой памятника долго никто не хотел заниматься – пугали
его огромные размеры. К тому же, по расчётам Фальконе для равновесия монумента
передние стенки скульптуры должны были быть тончайшими – не больше сантиметра.
Французский литейщик, которого специально пригласили для этого, даже назвал
своего земляка сумасшедшим и отказался, ведь такого способа отливки никто
раньше в мире не делал. Но в итоге мастер, готовый решиться, нашелся. Это был
русский рабочий, отливавший пушки – Емельян Хайлов.
Для отливки понадобилось 176 т бронзы и 4 т железа (для
равновесия). Отлить скульптуру удалось лишь за 3 года: во время 1-ой отливки
лопнула труба, и раскаленная бронза повредила верхнюю часть скульптуры – к
ужасу Фальконе. Хайлов, рискуя жизнью, сумел собрать часть вытекшего металла,
но полностью изъян удалось исправить только через 2 года. В память об этом на
одной из плащевых складок Петра мастер написал: "Лепил и отливал Этьен
Фальконе парижанин 1778 года".
С Гром-камнем, на котором вздымается конь Петра I, история
не менее интересна. Как задумал Фальконе, основанием памятника должна была
стать естественная скала в виде волны – напоминание о том, что Пётр I открыл
России нужный путь к морю. Поисками монолита занялась Академия художеств – еще,
когда была готова лишь голова памятника, которую вылепила ученица Фальконе,
приехавшая с ним в Россию – 17-летняя Мари-Ан Колло. Гром-камень нашли у
деревни Лахты. Из-за того, что в него когда-то ударила молния и сделала в нем
расщелину, местные жители его так и прозвали. По преданию на Гром-камень
несколько раз входил сам Петр, чтобы обозреть окрестности.
Массивный гранит доставляли до места почти год. Его
первоначальный вес был 2000 т. Сам же памятник весит – 8 т, а в ширину – 5 м.
Но установить памятник Фальконе так и не пришлось. К этому
моменту он совсем рассорился с императрицей и вместе со своей ученицей в 1778
г. отбыл из России. Руководить установкой бронзовой скульптуры на постамент
доверили архитектору Ф. Г. Гордееву.
Наконец, 7 августа 1782 г. торжественное открытие «Медного
всадника» состоялось. На Сенатской площади собралось много народу и войска, а
императрица Екатерина II смотрела на открытие с балкона Сената и со слезами на
глазах поклонилась изображению в бронзе великого Петра. Такого массивного и
красивого изделия из металла Санкт-Петербург раньше не знавал. Эта скульптура
из бронзы и сегодня – украшение не только северной столицы, но и всей Европы,
один из лучших памятников Петру I.