Голова Иоанна Крестителя Этюд |
Поразительно, но получается, что Иванов этот самый «диплом»
писал двадцать лет! Эту цифру называют всем, кого экскурсоводы приводят в зал
Третьяковки, где и вывешено это огромное - 5,5 на 7,5 метра! - полотно. Мы
киваем, но не даем себе труда задуматься: вы можете представить себе, что
двадцать лет вы каждое утро просыпаетесь с мыслью об одном и том же, засыпаете
с этой же мыслью? Рисуете десятки эскизов, портретов, мучительно расставляете
мысленно фигуры на еще не существующем полотне?.. И это все одна и та же
картина. Это ж с ума сойти!
Эскизы, между прочим, знатные. Лично мне интереснее их
рассматривать, чем саму картину. Для одной из фигур купающихся Иванову
позировал Николай Васильевич Гоголь. Сперва художник нарисовал друга спиной к
Христу (и, говорят, это был момент, когда Гоголь начал «Мертвые души»), а потом
- лицом к Христу (классик как раз закончил великую свою поэму).
На этом приключения с картиной не заканчиваются. Написанную
в Италии, ее после выставки в Санкт-Петербурге привезли в Москву в Румянцевский
музей (мы знаем его как Дом Пашкова), но она туда не влезала! Пришлось строить
специальный павильон. Когда в 1925 году Румянцевский музей закрыли, полотно
передали в Третьяковку. Но и там его негде было выставить. Так что возвели специальный
зал. Такой чести не удостаивалась ни одна из картин собрания галереи. Да,
пожалуй, и вообще ни одна в мире. Даже великая «Джоконда» висит в Лувре чуть ли
не в проходном коридоре, не то что в отдельном для нее открытом зале.
«Явление Мессии» затмило все, что написал Иванов. Впрочем
(это чисто мое мнение и дело вкуса), надо сказать, что остальные его картины
скучны. Хотя исполнены великолепно. Ну вот вы знаете картины «Приам,
испрашивающий у Ахиллеса тело Гектора» или «Иосиф в темнице истолковывает сны
царедворцам фараона»? А некогда знаменитую «Беллерофонт отправляется в поход
против Химеры»?.. Они, конечно, замечены были современниками, отмечались
медалями, но осталось в мире шедевров только «Явление Мессии».
Иванов свято верил, что искусство может переменить человека,
сделать его лучше, возвышеннее. В этом смысле «Явление...» - абсолютно
отточенное художником произведение: рабы, апостолы, римские солдаты,
иудеи-книжники, все они замерли и сейчас будут всматриваться в человека,
которого Иоанн Креститель по одной ему ведомой причине только что назвал
Мессией, Спасителем. И понимают, что с этой секунды изменится их жизнь,
изменится необратимо, но в этой необратимости будет много доброй надежды.
Скорее всего, Иванов искал двадцать лет даже не сюжет и не композицию,
а пытался понять, как ему показать эту надежду. Отсюда бесчисленные - триста! -
эскизы к картине. Лица, взгляды, жесты, повороты тел, пейзажи... «Старался на
лицах всех людей, с какими ни встречался, - говорил об этом Гоголь, - ловить
высокие движения душевные». Ведь это очень трудно, а для многих художников
просто трагично: отчетливо понимать, что знаешь, что хочешь сказать, а
исполнить на полотне не можешь. Иванову исполнить понятое им однажды удалось.
Настолько, что, когда он это сделал, жизнь потеряла для него смысл.
Закончил
картину в 1857 году, привез из Италии и выставил «Явление Мессии» в
Санкт-Петербурге в мае 1858 года, а умер в июле. Через несколько часов после
его смерти Александр II лично купил картину за 15 000 рублей и подарил Румянцевскому
музею. Император не посмел держать ее в своей личной коллекции - все-таки
Мессия явился не ему, а народу…
Андрей ДЯТЛОВ