"ПОРТРЕТ ИДУЩИЙ ПО ПЯТАМ..."

Так сложилось, что прекрасный образ «Неизвестной», созданный художником Крамским, воспринимается сегодня как чуть ли не идеал русской женщины. А ведь на самом деле именно эта дама вряд ли может претендовать на идеал и предмет подражания. Особенно любима эта работа японцами, в Японии эту работу почитают выше «Джоконды», вокруг неё образовалась целая сувенирная отрасль, а в Корее и в Китае не обходится без неё ни одна выставка русского искусства.
    Известно,  что Иван Николаевич Крамской вошел в историю русского искусства как один из лидеров художников-передвижников. Товарищество это было создано в противовес салонно-академическому искусству, в знак протеста. Именно Крамской возглавил так называемый «бунт четырнадцати», когда четырнадцать выпускников Академии отказались от экзаменационной темы скандинавской мифологии и подали прошение о выходе из Академии. В результате была образована своеобразная комунна – Артель художников с общими интересами, общим и единым ритмом жизни.   



    Надо сказать, что вся жизнь Крамского – это непрерывное духовное самосовершенствование, он находился в процессе постоянного поиска и утверждения в искусстве идеалов нравственности и благородства. И вот однажды на одной из передвижных выставок появилась картина с изображением молодой женщины в мехах и бархате – и восприятие было далеко не однозначно. В адрес Крамского посыпались упрёки друзей в чрезмерной салонности и эффектности. Бесспорно, аксессуары написаны здесь просто с упоением, шляпка  «Франциск » со страусовым пером и брошью с крупным жемчугом, бархатное модное пальто, тяжёлый золотой браслет, «шведские перчатки» - на первый взгляд всё это выдаёт в ней аристократку, но именно наряд выдаёт в ней даму полусвета, так как родовая аристократия была в процессе разорения и не могла себе позволить последних веяний моды.
    Все критики сошлись в одном – на картине изображена дорогая содержанка, «исчадие больших городов», как их называли. Художник попал под обстрел мнений и упрёков за выбор в качестве модели одной из презренных женщин. На самом же деле перед зрителем разворачивается драма, не просто салонная вещица или «кокотка в коляске», а личная драма молодой женщины, отвергнутой и презираемой обществом, во взгляде её не только надменность, но и горечь.
    Судьба распорядилась так, что и сам художник был женат на «девушке с прошлым», с разрушенной репутацией в глазах общества. Софью Николаевну Прохорову он встретил в доме своего приятеля художника Попова, с которым она жила  в гражданском браке, без венчания и освящения церковью. Попов был женат и в конце концов уехал к своей жене, оставив Софью одну. Это была большая любовь Крамского, хотя он женился не сразу. Впоследствии это была счастливая семья, в которой родились шестеро детей. Всю жизнь он писал трогательные письма своей «милой Сонечке», создавал её портреты, воплотившие его идеал женственности, заботливой матери, хозяйки дома, верной супруги. Именно она стала героиней картины «Неутешное горе».
    Крамской не был сторонником эмансипации, но именно «Неизвестная» с её ореолом таинственности по иронии судьбы стала одной из самых популярных картин не только самого художника, но и русской живописи в целом.