"Радуга" Айвазовского

Пресноту парусов
Оттесняет назад
Одинакость
Помешавшихся красок,
И близится ливня стена.
И все ниже спускается небо
И падает накось,
И летит кувырком,
И касается чайками дна.
Б.Пастернак «Морской мятеж», отрывок

На картине «Радуга» Айвазовского изображены излюбленные и привычные для него темы: шторм, кораблекрушение, попытка спастись в разбушевавшемся море. Однако эта картина стала явлением в 70-е годы русской живописи в плане цветового решения, в плане морского пейзажа.
    Мы смотрим на картину, и мы, словно, находимся в центре этого шторма, даже чувствуем солёный запах холодной воды, и видим всё через неуёмные капли ливня. Мы находимся в картине. Всё кругом перевернулось, небо слилось с морем, линия горизонта разорвана. Справа, за пеной моря, за стойкой пеленой воды, видна спасительная земля. Но это острые скалы, и спасение может обернуться гибелью. Впереди слабо виден накренившийся корабль. С него бегут люди, одна шлюпка спускается на воду, другая уже подхвачена лихими волнами, и люди в ней изо всех сил борются за свою жизнь. Рассмотрим детальнее стаффаж: шлюпку на волнах. Однако в этой картине она является скорее не второстепенным элементом, а своеобразным центром.
    Стаффаж (от нем. Staffage – украшение картин фигурами) – в пейзажной живописи так называют то, что не относится к пейзажу (фигуры людей, животных, птиц). Изображались для оживления вида картины. Часто стаффаж рисовался не автором картины, а другим художником.
    В шлюпке изображены тринадцать человек. Некоторые съёжились в страхе, кто-то вцепился в края лодки, один из них гребёт, на носу мужчина (страха не видно ни в его лице, ни в позе) высматривает спасительную дорогу. Видим мы и человека в красной рубашке, потрясающего кулаком на море. Но есть среди этих людей и кое-что необычное, чего сразу и не замечаешь: седовласый, бородатый мужик в жилете смотрит вдаль и машет шляпой…
    Что это? Что увидел он? Землю? Но земля представлена скалами, таящими в себе смерть. Нет, мужчина заметил радугу! И он радуется этому. И действительно, радуга предвестница конца шторма, и если посмотреть на небо, то увидим, что в некоторых местах оно стало проясняться. Осталось продержаться ещё немного, и люди будут спасены.
    Радуга здесь метафорична, и, возможно, отсылает к библейской истории о том, когда Бог простил Ноя, после Всемирного потопа, на небе появилась радуга. Настроение этой картины можно воспринимать по-разному, всё зависит от зрителя. Она может казаться и оптимистичной, вселять надежду, а может вселять и ужас перед величием и несоизмеримой мощью природы.
    Написана картина в 1873-ем году. Сейчас хранится в Третьяковской галерее.
Юлия Риа (http://kaplyasveta.ru)