В Екатеринбургском музее изобразительных искусств произошло уникальное и радостное событие - обнаружена подпись на картине «Мелеагр и Аталанта», приписываемой мастерской великого фламандского живописца XVII века Якоба Йорданса. При подготовке к выставке «Окно в Европу. Искусство Голландии, Фландрии и Бельгии XVII – XIX веков» было выявлено разложение лака в нижней части картины, а после его регенерации слева стали явственно видны буквы: J JORDAENS FECIT (Я. Йорданс сделал). Предварительные исследования показали, что подпись лежит в авторском красочном слое. Нахождение подписи такого выдающегося мастера не только редкая удача и большое счастье для музея, но и огромная ответственность, требующая глубокого и всестороннего изучения произведения, которое будет включать в себя как формально-стилистический и историко-искусствоведческий анализ, так и технико-технологическую экспертизу.
Начало такому изучению уже положено. Одним из его важных аспектов является история бытования картины. Она поступила в музей в 1949 году из Государственного Эрмитажа, куда в свою очередь попала в 1920-е годы из реквизированного после революции частного собрания. Долгие годы считавшаяся копией работы на тот же сюжет, находящейся в Королевском музее изящных искусств в Антверпене, она, вероятно, именно по этой причине была передана в провинциальную Свердловскую картинную галерею.
В Эрмитаже картина прошла реставрацию, в ходе которой холст был дублирован и натянут на подрамник особой конструкции. Сохранность полотна была вполне удовлетворительной для столь почтенного возраста, никаких угроз красочному слою не было. Конечно, на нем, как и на всех картинах старых мастеров, имелся разнохарактерный кракелюр, деформация холста и пожелтение лаковой пленки, но они не мешали общему восприятию живописи, качество которой было весьма высоким.
Подобного мнения о картине «Мелеагр и Аталанта» из нашего собрания придерживаются и посетившие музей в прошлом году специалисты: Кристиан Фогелар - руководитель отдела искусства старых мастеров музея Лакенхол голландского города Лейдена, Виктор Анатольевич Коробов – заведующий лабораторией масляной живописи Эрмитажа. Они подтвердили, что данная картина - не копия, а произведение, выполненное в мастерской Якоба Йорданса, однако обнаруженная сейчас авторская подпись дает возможность предположить, что картина написана непосредственно самим художником.
Известно, что Йорданс не раз повторял свои излюбленные сюжеты и удачно найденные композиции. Существует несколько вариантов и «Мелеагра и Аталанты». Работа из нашей коллекции почти полностью повторяет композицию антверпенской картины, но она несколько больше по размеру (екатеринбургская - 156,5х122,5, антверпенская - 152х120). Возможно, картина была надставлена в процессе реставрации - исследование ее краев говорит о неоднородности живописи. Но самое существенное отличие – это совершенно иной образ Аталанты, который скорее схож с теми, что воспроизведены на подготовительном рисунке (репродуцирован в книге M.Rooses. Jacob Jordaens. His life and work, London - New York, 1908, с.12) и на эскизе (моделло) из музея Лихтенштейн в Вене.
Мастер крайне редко подписывал свои холсты, считая, что его стиль говорит сам за себя. Как сообщил нам сотрудник Королевского музея изящных искусств, на их картине нет авторской подписи, хотя ее стилистика и происхождение не оставляют никаких сомнений в ее подлинности. Автограф Йорданса, подобный тому, что обнаружен на нашей работе, мы находим на одной из первых датированных и подписных картин художника – «Поклонении пастухов» 1618 года из Национального музея Швеции в Стокгольме.
Якоб Йорданс - один из трех великих художников фламандского барокко XVII века - долгое время был только третьим после Рубенса и Ван Дейка, оставаясь в тени своих прославленных современников. Но сегодня его творчество вызывает огромный интерес и претерпевает определенную ревизию, о чем говорит, например, только что закончившаяся в Бельгии и переехавшая в Музей Фридерицианум в Касселе масштабная международная выставка «Йорданс и античность». Именно на ней экспонируется сейчас и родная сестра нашей картины - «Мелеагр и Аталанта», созданная мастером в 1618 году.
Начало такому изучению уже положено. Одним из его важных аспектов является история бытования картины. Она поступила в музей в 1949 году из Государственного Эрмитажа, куда в свою очередь попала в 1920-е годы из реквизированного после революции частного собрания. Долгие годы считавшаяся копией работы на тот же сюжет, находящейся в Королевском музее изящных искусств в Антверпене, она, вероятно, именно по этой причине была передана в провинциальную Свердловскую картинную галерею.
В Эрмитаже картина прошла реставрацию, в ходе которой холст был дублирован и натянут на подрамник особой конструкции. Сохранность полотна была вполне удовлетворительной для столь почтенного возраста, никаких угроз красочному слою не было. Конечно, на нем, как и на всех картинах старых мастеров, имелся разнохарактерный кракелюр, деформация холста и пожелтение лаковой пленки, но они не мешали общему восприятию живописи, качество которой было весьма высоким.
Подобного мнения о картине «Мелеагр и Аталанта» из нашего собрания придерживаются и посетившие музей в прошлом году специалисты: Кристиан Фогелар - руководитель отдела искусства старых мастеров музея Лакенхол голландского города Лейдена, Виктор Анатольевич Коробов – заведующий лабораторией масляной живописи Эрмитажа. Они подтвердили, что данная картина - не копия, а произведение, выполненное в мастерской Якоба Йорданса, однако обнаруженная сейчас авторская подпись дает возможность предположить, что картина написана непосредственно самим художником.
Известно, что Йорданс не раз повторял свои излюбленные сюжеты и удачно найденные композиции. Существует несколько вариантов и «Мелеагра и Аталанты». Работа из нашей коллекции почти полностью повторяет композицию антверпенской картины, но она несколько больше по размеру (екатеринбургская - 156,5х122,5, антверпенская - 152х120). Возможно, картина была надставлена в процессе реставрации - исследование ее краев говорит о неоднородности живописи. Но самое существенное отличие – это совершенно иной образ Аталанты, который скорее схож с теми, что воспроизведены на подготовительном рисунке (репродуцирован в книге M.Rooses. Jacob Jordaens. His life and work, London - New York, 1908, с.12) и на эскизе (моделло) из музея Лихтенштейн в Вене.
Мастер крайне редко подписывал свои холсты, считая, что его стиль говорит сам за себя. Как сообщил нам сотрудник Королевского музея изящных искусств, на их картине нет авторской подписи, хотя ее стилистика и происхождение не оставляют никаких сомнений в ее подлинности. Автограф Йорданса, подобный тому, что обнаружен на нашей работе, мы находим на одной из первых датированных и подписных картин художника – «Поклонении пастухов» 1618 года из Национального музея Швеции в Стокгольме.
Якоб Йорданс - один из трех великих художников фламандского барокко XVII века - долгое время был только третьим после Рубенса и Ван Дейка, оставаясь в тени своих прославленных современников. Но сегодня его творчество вызывает огромный интерес и претерпевает определенную ревизию, о чем говорит, например, только что закончившаяся в Бельгии и переехавшая в Музей Фридерицианум в Касселе масштабная международная выставка «Йорданс и античность». Именно на ней экспонируется сейчас и родная сестра нашей картины - «Мелеагр и Аталанта», созданная мастером в 1618 году.
Источник - museum.ru