В письме, адресованному брату, Ван Гог пишет, что в саду приюта он нашел два сюжета, над которыми и работает. Один из них – лиловые ирисы, второй – сирень. Именно этот последний и лег в основу картины. По-видимому, исстрадавшийся физически, а главное морально, художник искал в этом произведении возможности отключиться от окружающего, уйдя в природу. Но его состояние невольно проявляется в том, как он увидел этот скромный мотив. Прекрасны густые травы и цветы переднего плана.
Гимном красоте и силе природы звучат ликующие синие, голубые, зеленые краски, которыми написан цветущий куст. Но синь второго плана написана таким интенсивным цветом, что наводит на мысль о душевном напряжении Ван Гога. Каждая живописная форма, каждый мазок картины напряжены до предела. Лепестки и стройные стебли ирисов корчатся, как в огне, переплетения трав и ветвей куста хаотичны и беспокойны. Природа, поразившая Ван Гога своей красотой, не принесла успокоения его мятущейся душе.
Если говорить о манере письма Ван Гога, то ей свойственны тонкие, раздельные мазки, мощная динамика форм и преувеличеная яркость красок. Картина "Куст" находится в числе не самых знаменитых его работ, хранящихся в Эрмитаже. Однако это одно из прекраснейших его произведений. На картине изображен уголок сада психиатрической лечебницы в Сен-Реми, где художник провел несколько лет жизни. Тропинка, окаймленная цветущими ирисами, встречается и в других работах Ван Гога, в частности на картине «Сад в Сен-Реми». В письме к брату художник пишет: «... Пишу две картины. Оба мотива - фиолетовые ирисы и куст сирени - я нашел в местном саду». На картине выразительность фактуры создает ощущение трепета листьев, так что зритель погружается в атмосферу жаркого дня на юге Франции. На первый взгляд картина искрится внутренней радостью. Возможно, это была попытка тяжело страдавшего об болезни художника отключиться от действительности, уйти в красоту природы. Прекрасны цветы и густые травы на переднем плане, яркие краски цветущего куста сирени. Однако интенсивный синий фон показывает, насколько сильное душевное напряжение переживал Ван Гог, насколько усилилась болезнь в конце его недолгой, но плодотворной жизни.