«МИСТЕРИЯ ХХ ВЕКА» ИЛЬИ ГЛАЗУНОВА

    По своему влиянию и воздействию картину «Мистерия ХХ века можно сравнить не иначе как со взрывом атомной бомбы. Первый ее вариант был написан в 1977 году; а это было время верноподданической любви к вождям марксизма-ленинизма и ограничено строгими рамками социалистического реализма. Художником была проделана титаническая работа, отражающая на своей картине конкретные образы людей апокалипсических событий ХХ века.
И нужно было обладать неустрашимостью и большим гражданским мужеством для того, чтобы высказать эту самую бескомпромиссную правду времён тоталитарного террора.

    Даже более того – Глазунов отказался от выставки, которую так долго готовил и ждал, но не убрал с экспозиции свою «Мистерию ХХ века» по требованию вышестоящих чиновников, хотя в его адрес сыпалась масса угроз и со стороны Министерства культуры, и Союза художников, и ЦК партии. Все просто жаждали его высылки из Советского Союза, как это сделали с Солженицыным, которого художник имел дерзость изобразить на картине в арестантской одежде. Художник твердо и мужественно стоял до конца. Он так и не смог открыть свою выставку.
    При голосовании в ЦК партии только один голос перевесил за отмену высылки Глазунова за пределы Союза. Аргументом служил довод: «зачем нам плодить диссидентов снова и снова, пускай в Сибирь едет или на БАМ и пусть не возвращается оттуда как можно дольше».
Множество фотографических копий с этой картины расходились по всему необъятному тогда Советскому Союзу, и остановить это было невозможно. Западные журналы в больших тиражах печатали ее репродукции с подобными подзаголовками:  «картина, которую русские не увидят никогда». Понадобились многие годы; и только в дни перестройки эта картина достигла своей многотысячной аудитории в Московском Доме молодёжи на выставке художника.
    Надо сказать, что «Мистерия…» претерпела и преобразования к последней московской выставке Ильи Сергеевича. И связано это было с необходимостью художественного и философского осмысления глубинной сути событий последней четверти ушедшего века: и перестройка, и крушение Советского Союза, и приватизация, и воцарение демократии в России. И конечно же потребовалось и увеличение размера картины. В новом варианте можно увидеть и портрет семидесятилетнего Ильи Глазунова.