По своему влиянию и воздействию картину «Мистерия ХХ века
можно сравнить не иначе как со взрывом атомной бомбы. Первый ее вариант был
написан в 1977 году; а это было время верноподданической любви к вождям
марксизма-ленинизма и ограничено строгими рамками социалистического реализма.
Художником была проделана титаническая работа, отражающая на своей картине
конкретные образы людей апокалипсических событий ХХ века.
И нужно было обладать неустрашимостью и большим гражданским
мужеством для того, чтобы высказать эту самую бескомпромиссную правду времён
тоталитарного террора.
Даже более того – Глазунов отказался от выставки, которую так долго готовил и ждал, но не убрал с экспозиции свою «Мистерию ХХ века» по требованию вышестоящих чиновников, хотя в его адрес сыпалась масса угроз и со стороны Министерства культуры, и Союза художников, и ЦК партии. Все просто жаждали его высылки из Советского Союза, как это сделали с Солженицыным, которого художник имел дерзость изобразить на картине в арестантской одежде. Художник твердо и мужественно стоял до конца. Он так и не смог открыть свою выставку.
Даже более того – Глазунов отказался от выставки, которую так долго готовил и ждал, но не убрал с экспозиции свою «Мистерию ХХ века» по требованию вышестоящих чиновников, хотя в его адрес сыпалась масса угроз и со стороны Министерства культуры, и Союза художников, и ЦК партии. Все просто жаждали его высылки из Советского Союза, как это сделали с Солженицыным, которого художник имел дерзость изобразить на картине в арестантской одежде. Художник твердо и мужественно стоял до конца. Он так и не смог открыть свою выставку.
При голосовании в ЦК партии только один голос перевесил за
отмену высылки Глазунова за пределы Союза. Аргументом служил довод: «зачем нам
плодить диссидентов снова и снова, пускай в Сибирь едет или на БАМ и пусть не
возвращается оттуда как можно дольше».
Множество фотографических копий с этой картины расходились
по всему необъятному тогда Советскому Союзу, и остановить это было невозможно.
Западные журналы в больших тиражах печатали ее репродукции с подобными
подзаголовками: «картина, которую русские не увидят никогда».
Понадобились многие годы; и только в дни перестройки эта картина достигла своей
многотысячной аудитории в Московском Доме молодёжи на выставке художника.
Надо сказать, что «Мистерия…» претерпела и преобразования к
последней московской выставке Ильи Сергеевича. И связано это было с
необходимостью художественного и философского осмысления глубинной сути событий
последней четверти ушедшего века: и перестройка, и крушение Советского Союза, и
приватизация, и воцарение демократии в России. И конечно же потребовалось и
увеличение размера картины. В новом варианте можно увидеть и портрет
семидесятилетнего Ильи Глазунова.