Австрийская Мона Лиза

Мария Альтман - 
наследница Блох-Бауэров.
Густав Климт -  один из талантливых адептов изысканного и загадочного стиля модерн Австро-венгерской империи. Картины художника подобны мозаикам Венеции и Равенны, ковёр его узоров покрывает золотом фон и одежды, соединяясь и сплетаясь в сложные орнаменты. Женщины - любимые его модели, правительницы и языческие богини его мира. Они невинны и порочны, загадочны и неуловимы, их чувственность откровенна и шокирующа. Одной из них и была  владелица салона изящных искусств Адель Блох-Бауэр.

    Заказ на её портрет Климт получил от её мужа Фердинанда Блоха; были созданы сотни набросков, прежде чем "Золотая Адель" была представлена на общее обозрение. Эта картина имеет ещё и другое название - Австрийская Мона Лиза" и принадлежит она к самым значительным  полотнам Климта. Портрет относится к "золотому периоду" в творчестве художника, когда он находился под впечатлением поездок по Италии, вдохновлённый украшенными золотом церковные мозаики Венеции и Равенны. Кроме того, формы полотна отражают влияние искусства японской гравюры, модного в то время в Европе.

"Золотая Адель"
    Готовый портрет был выставлен в Вене в 1907 году в ателье художника а затем и на международной выставке в Манхайме. После смерти Адели в январе 1925 года  "Портрет Адели Блох-Бауэр" находился в австрийской государственной галерее по её завещанию. Муж её после оглашения завещания согласился выполнить волю супруги и передать галерее еще четыре пейзажа.
Наброски к портрету
    В марте 1938 года Австрия стала одной из стран третьего рейха и еврей Блох-Бауэр бежал в Чехословакию а затем в Швейцарию. Всё его состояние вместе с картинной галереей остались в Австрии и были конфискованы фашистской Германией. И только в 1941 году полотна Климта включая "Портрет Адели", были выкуплены австрийской галереей искусств. В 1998 году в Австрии был принят закон, который обязывал вернуть все произведения искусства награбленные нацистами. Обнаружился документ, ставивший под сомнение версию появления картин Климта в Австрийской галерее, который свидетельствовал о том, что картина была якобы подарена самим Фердинандом Блох-Бауэром в 1936 году.
    Мария Альтман, единственная наследница Блох-Бауэров, обратилась в суд и в феврале 2006 года по решению международного суда «Золотая Адель» и еще 4 картины стали законной собственностью 79-летней гражданки США. Все усилия австрийского государства выкупить картину были напрасны. Были выпущены даже «облигации Климта», но цена запрошенная наследницей, взлетела в течение месяца от 150 миллионов долларов до 245, а затем и до 300.
Ольга Смирнова