«…Как в стекле зеркальном»

Французский поэт-романтик Теофиль Готье, увидев картину Диего Веласкеса «Менины», воскликнул в изумлении: «А где же картина»? И его легко понять: мастерство художника непревзойденно. Всё настолько реально – «как в стекле зеркальном».
    Слово «менина» обозначает «фрейлина» в переводе с португальского. Этот признанный шедевр имел изначально другое название – «Королевская семья». По одной из версий и на первый взгляд сюжет прост: счастливое королевское семейство, позирующее художнику, которого мы видим стоящим у мольберта; напряжённые лица короля и королевы, отражённых в зеркале и сосредоточенно позирующих, очаровательная инфанта, которая ворвалась со своей придворной свитой, чтобы наблюдать за работой художника.


   Но на самом деле всё не так просто. У испанского короля не было наследников и он решил инфанту Маргариту сделать своей наследницей. Решение это было непростым и достаточно рискованным. И он решил сделать заказ придворному художнику - портрет этой принцессы, которая в глазах всего двора слыла хулиганкой и сумасбродкой. Но король решил доказать всем, что его решение не подлежит обсуждению и инфанта Маргарита будет королевой Испании.


    В 1965 году рентгеновские снимки картины показали, что вместо фигуры художника там была раньше изображена другая фигура. Расследования обнаружили, что там был изображён паж, протягивающий инфанте королевский жезл главнокомандующего, видны даже замаскированные пальцы девочки, протянутые к жезлу. Но как могла женщина даже притронуться к жезлу главнокомандующего? Это было просто неприемлемо. Но дочь короля спокойно принимает символы власти на глазах всего собрания.
    Спустя год после написания картины в королевской семье родился наследник и картина не столько устарела, как сделалась просто опасной. Но Веласкес никак не мог смириться с тем, что её придётся уничтожить и он просил короля разрешения изменить картину. Так исчез паж с символом власти, а на его месте мы видим художника с орденом Сант-Яго, присваивавшегося только самой родовитой знати.
    Глядя на картину мы просто любуемся этим серебристым сиянием центральной группы, удивительным ощущением воздушного пространства, этой гармонией, которой дышит вся картина. Мы ощущаем себя участниками того, как династический портрет преобразуется в блистательную игру-забаву.
Ольга Смирнова (Специально для www.RussianArtinSacramento.com)