Серебрякова Автопортрет |
С полотна смотрит на нас счастливая молодая
женщина, защищённая этой своей красотой и гармоничностью от сурового мира. А за
окном царит зима, и как же чудно удалось этой талантливой художнице только с
помощью света передать это состояние. А в комнате светло и празднично среди
причудливых безделушек, свечей и духов. А ведь шёл 1910 год, когда в искусстве
царили ломаные линии, как и изломанные линии человеческих судеб в предчувствии
катастроф. Поэтому картина настолько поразила своих современников этой детской
непосредственностью, чистотой души и восторженностью перед будущим.
У неё блестящая родня – Лансере и Бенуа, эти
две семьи, давшие русской культуре столько великих имён. Дядя её, крупный
художник и авторитетный критик Александр Бенуа был её первым учителем и наставником.
Этот энциклопедически образованный человек знал о картинах и художниках всё и
свой вкус считал непогрешимым. Поэтому дядина школа была для Зинаиды самой
авторитетной. Именно он открыл для неё Венецианова, почти забытого художника;
любовь к его творчеству прошла через многие её работы, поэтому она так любила
крестьянок, сельский труд и эти необозримые просторы.
Александр Бенуа называл этот автопортрет самой
радостной вещью, полной непосредственности и простоты, истинного
художественного темперамента; называл его «молодым, солнечным и звонким»
и…абсолютно художественным.
Зинаида Серебрякова, в девичестве Лансере –
женщина сложной и трагической судьбы, попавшей в мясорубку революции:
замужество, Париж, мечты и планы на самое лучезарное будущее обернулось
годами страха и страданий. Но она любила часто вспоминать историю создания
главной и лучшей картины своей жизни – автопортрета «За туалетом»; она помнит
все детали и подробности её создания. Это была первая её работа, выполненная
масляными красками. А ещё оригинальность этой композиции заключалась в том, что
зеркало фактически нигде не нарисовано, но зритель убеждён, что этот
очаровательный образ – именно отражение в зеркале.
Судьба распорядилась так, что дети её выросли
в Советском Союзе и их заботами в Москве была организована выставка её работ.
По старости и по болезни она не могла присутствовать, но была очень тронута,
что прекрасный её автопортрет «За туалетом» печатается в школьных учебниках и
ученики пишут сочинения, глядя на него и размышляют, о чём бы могла думать эта
красивая девушка в далёком десятом году?