Наследница великой династии

Серебрякова
Автопортрет
Однажды зимним днём 1910 года на выставке Союза русских художников была представлена картина неизвестной художницы Зинаиды Серебряковой. Её выступление вызвало немало восторженных откликов, а её автопортрет «За туалетом» произвёл настоящий фурор и стал шедевром русского искусства.
    С полотна смотрит на нас счастливая молодая женщина, защищённая этой своей красотой и гармоничностью от сурового мира. А за окном царит зима, и как же чудно удалось этой талантливой художнице только с помощью света передать это состояние. А в комнате светло и празднично среди причудливых безделушек, свечей и духов. А ведь шёл 1910 год, когда в искусстве царили ломаные линии, как и изломанные линии человеческих судеб в предчувствии катастроф. Поэтому картина настолько поразила своих современников этой детской непосредственностью, чистотой души и восторженностью перед будущим.  

    У неё блестящая родня – Лансере и Бенуа, эти две семьи, давшие русской культуре столько великих имён. Дядя её, крупный художник и авторитетный критик Александр Бенуа был её первым учителем и наставником. Этот энциклопедически образованный человек знал о картинах и художниках всё и свой вкус считал непогрешимым. Поэтому дядина школа была для Зинаиды самой авторитетной. Именно он открыл для неё Венецианова, почти забытого художника; любовь к его творчеству прошла через многие её работы, поэтому она так любила крестьянок, сельский труд и эти необозримые просторы.
    Александр Бенуа называл этот автопортрет самой радостной вещью, полной непосредственности и простоты, истинного художественного темперамента; называл его «молодым, солнечным и звонким» и…абсолютно художественным.
    Зинаида Серебрякова, в девичестве Лансере  – женщина сложной и трагической судьбы, попавшей в мясорубку революции:  замужество, Париж, мечты и планы на самое лучезарное будущее  обернулось годами страха и страданий. Но она любила часто вспоминать историю создания главной и лучшей картины своей жизни – автопортрета «За туалетом»; она помнит все детали и подробности её создания. Это была первая её работа, выполненная масляными красками. А ещё оригинальность этой композиции заключалась в том, что зеркало фактически нигде не нарисовано, но зритель убеждён, что этот очаровательный образ – именно отражение в зеркале.
    Судьба распорядилась так, что дети её выросли в Советском Союзе и их заботами в Москве была организована выставка её работ. По старости и по болезни она не могла присутствовать, но была очень тронута, что прекрасный её автопортрет «За туалетом» печатается в школьных учебниках и ученики пишут сочинения, глядя на него и размышляют, о чём бы могла думать эта красивая девушка в далёком десятом году?