Ужель та самая "Даная"?

Греческая легенда о царе Акрисии, его дочери Данае, о любви Зевса и золотом дожде – достаточно распространённая тема среди художников. На всех картинах практически, изображающих встречу Зевса и Данаи, присутствует сама Даная, её служанка с мешком для золота наготове, Амур и Зевс в виде золотого дождя. На полотне Рембрандта золотой дождь отсутствует, и Амур почему-то рыдает, а взгляд девушки устремлен куда-то прямо перед собой, а не вверх как можно было бы ожидать.
    Что мы видим на картине? Женщину в своей естественной красоте, по внешнему виду скорее всего беременную, которая с сомнением и трепетом ждёт своего возлюбленного, подняв нерешительно руку в приветственном жесте. Зритель видит здесь обычную земную любовь, а не любовь за золото согласно греческому мифу. Зачем сковал Амуру руки и заставил его плакать?
    Сам Рембрандт подтвердил, что эта картина - именно «Даная», когда проводили перепись его имущества при конфискации. Если б не это утверждение, то искусствоведы давно бы уже переименовали эту картину, так как она не отвечала условиям мифа. Хотя рентгеноскопия показала, что первоначальное изображение отличалось: на нём присутствовал льющийся на Данаю золотой дождь, взгляд её был обращён вверх, ангел в изголовье не плакал, а смеялся и правая рука молодой женщины была повёрнута ладонью вверх, как и полагалось.
    Искусствоведы были в недоумении: почему Рембрандт решил так сильно изменить сюжет и почему лицо Данаи не похоже совсем на лицо его жены Саскии, которая являлась его моделью как для портретного жанра, так и для мифических сюжетов? Рентген прояснил ситуацию и стало ясно, что первоначальный вариант картины был полностью выдержан в стиле мифа и лицо Данаи было лицом Саскии, и ладонь её была направлена вниз в знак прощания. Мастер знал, что счастье их мимолётно. И Саския действительно вскоре умерла. А после её смерти мастер решил изменить картину. Что побудило его к этому – нет на этот счёт единого мнения. Существует версия, что на это повлияла его связь с Гертье Диркс и что на картине изображена якобы именно она.
    В 1985 году картина пострадала от руки маньяка, который плеснул четыре раза на картину серной кислотой и два раза порезал её ножом. 27 процентов живописи было разрушено, слои краски изъедены кислотой. Реставрации картины была закончена только в 1997 году. Многочисленные слои краски и лака явились благоприятным фактором для сохранения этого шедевра, хотя картина и стала другой немного и не осталось того подлинного, магического рембрандтовского света.
 Ольга Смирнова (Специально для www.RussianArtinSacramento.com)