Греческая легенда о царе Акрисии, его дочери Данае, о любви
Зевса и золотом дожде – достаточно распространённая тема среди художников. На
всех картинах практически, изображающих встречу Зевса и Данаи, присутствует
сама Даная, её служанка с мешком для золота наготове, Амур и Зевс в виде
золотого дождя. На полотне Рембрандта золотой дождь отсутствует, и Амур
почему-то рыдает, а взгляд девушки устремлен куда-то прямо перед собой, а не
вверх как можно было бы ожидать.
Что мы видим на картине? Женщину в своей естественной красоте, по внешнему виду скорее всего беременную, которая с сомнением и трепетом ждёт своего возлюбленного, подняв нерешительно руку в приветственном жесте. Зритель видит здесь обычную земную любовь, а не любовь за золото согласно греческому мифу. Зачем сковал Амуру руки и заставил его плакать?
Ольга Смирнова (Специально для www.RussianArtinSacramento.com)
Что мы видим на картине? Женщину в своей естественной красоте, по внешнему виду скорее всего беременную, которая с сомнением и трепетом ждёт своего возлюбленного, подняв нерешительно руку в приветственном жесте. Зритель видит здесь обычную земную любовь, а не любовь за золото согласно греческому мифу. Зачем сковал Амуру руки и заставил его плакать?
Сам Рембрандт подтвердил, что эта картина
- именно «Даная», когда проводили перепись его имущества при конфискации. Если
б не это утверждение, то искусствоведы давно бы уже переименовали эту картину,
так как она не отвечала условиям мифа. Хотя рентгеноскопия показала, что
первоначальное изображение отличалось: на нём присутствовал льющийся на Данаю
золотой дождь, взгляд её был обращён вверх, ангел в изголовье не плакал, а
смеялся и правая рука молодой женщины была повёрнута ладонью вверх, как и
полагалось.
Искусствоведы были в недоумении: почему
Рембрандт решил так сильно изменить сюжет и почему лицо Данаи не похоже совсем
на лицо его жены Саскии, которая являлась его моделью как для портретного
жанра, так и для мифических сюжетов? Рентген прояснил ситуацию и стало ясно,
что первоначальный вариант картины был полностью выдержан в стиле мифа и лицо
Данаи было лицом Саскии, и ладонь её была направлена вниз в знак прощания.
Мастер знал, что счастье их мимолётно. И Саския действительно вскоре умерла. А после
её смерти мастер решил изменить картину. Что побудило его к этому – нет на этот
счёт единого мнения. Существует версия, что на это повлияла его связь с Гертье
Диркс и что на картине изображена якобы именно она.
В 1985 году картина пострадала от руки
маньяка, который плеснул четыре раза на картину серной кислотой и два раза
порезал её ножом. 27 процентов живописи было разрушено, слои краски изъедены
кислотой. Реставрации картины была закончена только в 1997 году. Многочисленные
слои краски и лака явились благоприятным фактором для сохранения этого шедевра,
хотя картина и стала другой немного и не осталось того подлинного, магического
рембрандтовского света.