Иконография одного портрета

У этого портрета нет автора. Но есть имя. Если верить атрибуции, то изображена на нем принцесса Франции, ставшая королевой Испании Изабелла де Бурбон. Она считалась одной из красивейших принцесс своего времени, испанский народ называл ее «желанной», а мы почти ничего не знаем о ее жизни.
    22 ноября 1602 года В замке Фонтенбло королева Мария Медичи, жена Генриха IV, произвела на свет своего второго ребенка. К ее большому сожалению, это была девочка, и ей дали имя Елизавета. Мария Медичи всегда отличалась странностью и сейчас осталась верна себе – она заявила, что хочет иметь только сыновей, и что маленькую принцессу лучше всего было бы утопить. Не знаю, насколько это исторический анекдот, а насколько правда, но в любом случае, душевные качества королевы Франции он передает более, чем правдиво. 

    Генрих, не в пример супруге, был любящим отцом, радовался любому своему ребенку (и не очень своему тоже) и успокаивал Марию светлой политической мыслью о том, что принцессы нужны для того, чтобы делать из них королев.  Но больше всех привязался к маленькой принцессе дофин Людовик, между ними был всего год разницы.
    Елизавету крестили 14 ноября 1606 года в Овальном дворе замка Фонтенбло вместе со старшим братом Людовиком и младшей сестрой Кристиной. Крестным отцом принцессы должен был стать король Англии Яков I, но он не смог прислать своего представителя на церемонии из-за разногласий с Папой Римским. А крестной матерью Елизаветы стала правительница Испанских Нидерландов инфанта Изабелла-Клара-Евгения, которую на церемонии крещения представляла героиня романа Дюма «Две Дианы» незаконнорожденная дочь короля Франции Генриха II Диана Французская, герцогиня Ангулемская.
    После убийства Генриха IV в 1610 году, Людовик и Елизавета сближаются еще больше, так как по сути остаются сиротами. Современники описывали Елизавету того времени как очаровательную, прелестную девочку, подчеркивая ее вдумчивость и доброту. Эту человеческую характеристику она сохранит до конца своих дней.
    25 августа 1612 года в Лувре был подписан брачный контракт, способствующий укреплению связей между Францией и Испанией. Залогом должны были стать две принцессы – Людовику XIII предстояло взять в жены Анну Марию Маурисию Австрийскую, дочь короля Филиппа III Испанского и Маргариты Австрийской; а Елизавету отдавали за сына Филиппа III, тоже Филиппа. Обмен принцессами произошел на крошечном Фазаньем острове посередине реки Бидассоа, на границе Франции и Испании. Этот исторический момент, правда, в вольном изложении, запечатлел Рубенс, довольно часто выполнявший и дипломатические поручения. С этого момента Елизавета становится Изабеллой.
    Прощание Людовика и Изабеллы было тяжелым. Если верить очевидцам, ночь на 25 ноября Людовик провел в комнате сестры, где двое, в сущности еще детей, проплакали до утра. До границы новую инфанту Испании Людовик провожал один. Больше они не увиделись.
В 1621 году Изабелла, после смерти Филиппа III стала королевой Испании.
    Благодаря своей красоте, уму и душевному благородству Изабелла завоевала любовь гордых испанцев. Ею восхищались и гранды, но и простой народ. Она любила театр, принимала у себя поэтов и драматургов того времени, хорошо разбиралась в изобразительном искусстве и литературе. Но вот сама позировать не любила, посему иконография взрослой Изабеллы крайне скудна. Ее придворный живописец Диего Веласкес будет жаловаться на то, что для конного портрета королева нашла для него всего полтора сеанса.
    Изабелла не была особо счастлива в браке (по крайней мере, такой вывод можно сделать из намеков в ее письмах к брату), Филипп IV не отличался верностью, и знатные кабальеро проявляли редкую изобретательность, чтобы добиться ее расположения. Один испанский гранд, в доме которого как-то остановилась королева во время путешествия, поджег собственное жилище ради удовольствия вынести Изабеллу из огня на руках. Все же, несмотря на свои частые измены, Филипп уважал и любил королеву, прислушивался к ее советам. Это позволило Изабелле в критический для страны момент, встать во главе заговора, направленного против всесильного министра Филиппа IV графа-герцога Оливареса.
    Изабелла умерла 6 октября 1644, в возрасте всего лишь 42 лет, во дворце Алькасар в Мадриде. Горе Испании было безмерно. Филипп IV писал: «Я потерял в один день супругу, друга, опору и утешение». Дальнейшие события показали, насколько он был прав.
    Если же вернуться к портрету, то для меня остается загадкой, почему не известен мастер? Высокий живописный уровень мастерства позволяет предположить, что он был достаточно известен. Иначе ему не доверили бы писать портрет Французской принцессы и будущей королевы. Но ни одному известному мне живописцу конца 16 - нач. 17 вв. я не могу приписать этот портрет. Так кто же этот таинственный мастер?