...и тигры у ног моих сели

Честно говоря, для меня имя персонажа, изображенного на картинах стало открытием. Я, конечно, знаю о том, что дрессура известна с Древнего Рима, что в Древней Руси скоморохи на ярмарках выступали с дрессированными медведями, а с XIII века в Европе занялись дрессировкой лошадей. Опять же, я знаю о том, сколько сделали для развития этого жанра братья Дуровы, знаю славных русских дрессировщиков - Ирину Бугримову, Маргариту Назарову, династии Запашных, Тихоновых и Багдасаровых. Но вот совсем недавно узнал, что первым в мире дрессировщиком хищников (как профессиональный артист) был американец. И имя его - Исаак ван Амбург  /Isaac van Amburgh/. Американский дрессировщик, который первым разработал теорию обучения дрессировке диких животных, и эта теория действует до сих пор. 

     Фамилия Исаака говорит о том, что его родителями были голландцы, но биографы пишут, что дедом будущего дрессировщика был американский индеец. В девятнадцать лет Исаак покинул свой дом в Пикскилле, чтобы найти работу в одном из соседних городов. В Северном Салеме он устроился уборщиком клеток в «Зоологическом институте Нью-Йорка». Несмотря на громкое название, этот «институт» был всего - навсего маленьким путешествующим зверинцем. Убирая клетки с дикими животными, Исаак вскоре проявил способности к их обучению. Один из владельцев Зоологического института, Титус, говорил, что «новизна обученных диких животных и реклама принесут много денег». Уже в июне 1830 года были напечатаны плакаты, а Исааку пошили сценический костюм – римскую тогу и придумали сценическое имя – древнеримского гладиатора Циркуса Максимуса. Всю зиму ван Амберг дрессировал диких животных, а в 1831 году зверинец переехал в Нью-Йорк.
    В 1833 году, в возрасте двадцати двух лет, Исаак ван Амбург впервые публично зашел в клетку с «дикими кошками» в Зоологическом институте. В клетке были лев, львица, леопард, самка леопарда, черногривый лев и пантера. На представлении в театре Ричмонд Хилл Исаак удивил всю Америку. По словам его биографа, «эффект его власти был мгновенным. Лев остановился и стоял, как завороженный, тигр присел, пантера с рычанием вскочила, но тут же легла обратно, а леопард отошел от своего хозяина. Зрители были поражены. Затем ван Амбург приказал одному из животных, лежащему в углу клетки, подойти к нему». Уже в 1834 году Исаак совершил турне по городам Америки со зверинцем.
     Дрессировщик мгновенно сделался героем, он начал ездить по стране, зарабатывая неплохие деньги – до четырехсот долларов в неделю. Ван Амбург считается первым дрессировщиком, который положил голову в пасть льва. 7 июля 1838 года газета «Зеркало Нью-Йорка» написала об этом трюке. Натаниэль Готорн описал представление, которое он видел 4 сентября 1838 года в Северном Адамсе, штат Массачусетс: «Человек положил свою руку и голову в пасть льва, все зрители смотрели на это, затаив дыхание. Это было впечатляюще».
 В конце 1830-х годов, ван Амбург первый раз приехал в Англию, позже он жил в Европе в течение долгого времени. Дрессировщик дебютировал в Лондоне 27 августа 1838 года в цирке Филиппа Эстли. Это было первое появление хищных зверей в цирке, и за неделю Исаак заработал триста фунтов. Отвлекусь на минутку, чтобы написать об основателе этого цирка - английском цирковом артисте и блестящем наезднике Филиппе Эстли (Filipp Astley).
    С детства Филипп любил лошадей, поэтому не пошел по стопам отца-мебельщика, а в 17 лет поступил в драгунский полк. После демобилизации в 1768 году Эстли стал работать инструктором по верховой езде. По легенде, однажды он, гуляя у Вестминстерского моста, увидел, как лошадь короля Георга III понесла, и помог остановить ее. Спасенный король щедро отблагодарил бывшего драгуна, и Эстли на эти деньги открыл свою собственную школу. Чтобы привлечь внимание людей и увеличить число обучающихся, после уроков в школе проводились показательные выступления.
     Итак, в 1838 году американский укротитель, еще до своего европейского дебюта ставший одним из самых знаменитых символов Америки и получивший титул «Король львов», обрел не только международный статус знаменитости, но и поклонницу в лице английской королевы Виктории. Ее Величество очень любила цирк, ей безумно понравилось представление Амбурга в образе римского гладиатора, выступавшего со своей группой хищников – львом, тигром, леопардом и пантерой. А когда Амбург выступал в следующем году в Королевском театре Друри-Лейн (Drury Lane), королева Виктория посетила это представление шесть раз, а в один вечер даже осталась после выступления, чтобы наблюдать, как дрессировщик кормит своих животных.
Виктория так восторгалась этим представлением, что заказала картину художнику Эдвину Лэндсиру, где дрессировщик был изображен в клетке со своими «кошками».
    Важной композиционной особенностью картины является то, что зритель картины как бы находится в самой клетке и видит зрителей представления через решетку. Ван Амбург возлежит в клетке, окруженный хищниками. Превосходная техника художника позволяет рассмотреть царапины на правом предплечье и на шее дрессировщика и блеск шкур животных. Рядом с укротителем находится ягненок, который усиливает драматизм и является ссылкой на библейскую легенду, которую художник изобразит в своей работе «Лев и Агнец» (1871, The Lion and the Lamb, Картинная галерея Йоханнесбурга). После завершения работы, картина с ван Амбургом была выставлена в Королевской Академии.
     Историки пишут, что в 1844 году дрессировщик выступал персонально для королевы Виктории и принца Альберта, а к середине 1840-х годов у него были самые большие и успешные гастроли в Англии. В 1847 году Ландсир написал еще один портрет Исаака.
     В 1861 году ван Амбург совершил огромное турне по городам Америки. Несмотря на огромный успех и популярность, дрессировщик регулярно подвергался критике за жестокое обращение с животными. Писали, что укротитель избивает своих хищников ломом, заставляет львов лизать свои сапоги, как знак его завоевания и их полного подчинения. Агент дрессировщика Хайт Фрост позже признавалась, что Исаак мог морить голодом своих львов три дня перед важным представлением. В ответ на эти нападки ван Амбург приводил слова из Библии, цитируя, что «Бог дал человеку власть над животными».
     Но, несмотря на всю критику, дрессировщик оставался очень популярным и успешным. И хотя пресса писала о случаях, когда хищники убивали своих хозяев (поскольку дело дрессуры диких животных стало процветать), Ван Амбург является одним из немногих первых укротителей, который умер в постели. 29 ноября 1865 года он скончался от сердечного приступа в Филадельфии, в возрасте пятидесяти четырех лет, умерев очень богатым человеком. Доктор медицинских наук Ветмур сочинил о дрессировщике песню, которая была опубликована в 1865 году и называлась «Зверинец» (The Menagerie).
     И даже после того, как в 1868 году в пожаре погибли его животные и были уничтожены другие цирковые артефакты, бывший агент дрессировщика Фрост продолжал использовать имя ван Амбурга. В 1889 году Фрост передал имя в аренду цирковой династии братьев Ринглинг, которые использовали его до 1922 года. Эти семь братьев и сестер превратили свою небольшую группу гастролирующих исполнителей в один из крупнейших цирков Америки в конце XIX - начале XX веков.

Эдвин Генри Ландсир /Edwin Henry Landseer/  -   художник, запечатлевший великого укротителя для истории. Английский художник-анималист, скульптор и гравер эпохи романтизма, наиболее известен своими картинами о жизни животных и пейзажами Шотландии. Обучался живописи младший Ландсир сначала у своего отца, а затем в течение года (1815) в мастерской художника – портретиста и исторического живописца Бенджамина Роберта Хейдона (Benjamin Robert Haydon).
    Ландсира считали вундеркиндом, в 1814 году двенадцатилетний художник впервые представил свои картины на Летней выставке в Королевской академии. А в 1816 году поступил в Школу живописи при Королевской академии искусств. Эдвин с самого начала любил изображать животных, историки пишут о влиянии творчества Рубенса и Снейдерса на молодого анималиста. Его «живая и свободная манера» даже восхитила французского живописца Теодора Жерико во время его визита в Англию в 1821 году.  Во время своей первой поездки в Шотландию Ландсир посетил Вальтера Скотта, дружбой с которым дорожил всю жизнь. Среди друзей художника были также Диккенс и Теккерей.
     Историки отмечают, что жизнь Эдвина была отмечена непрерывной линией профессионального и социального успеха. В 1826 году Ландсир становится членом-корреспондентом Королевской Академии искусств, а в 1831 году – ее действительным членом. После избрания в Академию Эдвин написал портрет королевы Виктории. Вскоре он становится придворным художником королевы Виктории и её супруга, принца-консорта Альберта, а также близким другом королевской четы. Эдвин был любимым художником королевы, о котором она говорила, что художник «очень красив, хоть и довольно невысок». В 1850 году Эдвин был возведён королевой в рыцарское звание, а в 1866 году избран президентом Королевской Академии искусств, правда, от этой должности он отказался.
    В 1855 году художник получил Золотую медаль на Всемирной выставке в Париже за картину «Святилище» (1842). Королевское покровительство и звание официального художника викторианской эпохи побудило Ландсира обратиться к исторической живописи, изображая на своих полотнах королевских особ обязательно в окружении животных (лошадей и собак). Помимо анималистических и исторических тем, художник также писал портреты. Известен он и как скульптор, создатель бронзовых литых скульптур животных. В 1857 году Ландсир был удостоен заказа на украшение колонны Нельсона на Трафальгарской площади.
    Работа над скульптурами четырех львов заняла десять лет, львы были помещены у подножия колонны в январе 1867 года. Зарабатывал художник и тем, что рисовал портреты собак для богатых англичан. Особенно часто он изображал ньюфаундлендов. Впоследствии пятнистая разновидность породы ньюфаундленда была названа в честь художника «ладсиром».
     В 1840 году художник перенёс тяжёлое нервное заболевание, отчего позже неоднократно страдал депрессиями, но это не мешало ему продолжать работать практически до последних дней. В 1860 году здоровье Ландсира пошатнулось, и последние годы жизни он страдал от приступов безумия, которые усугублялись принятием большого количества алкоголя. Умер Ландсир в 1873 году в Лондоне, на 72 году жизни...Полотна художника выставлены в крупнейших музеях Великобритании – в эдинбургском Музее Шотландии, Музее Виктории и Альберта и Галерее Тейт в Лондоне.

  liveinternet.ru