Картина «Посещение царевной женского монастыря» была написана Суриковым в 1912 году. Это последняя значительная работа великого художника, которая с торжественной живописностью повествует о трагических судьбах царских дочерей. Русские царевны были пленницами теремов и коротали свой век среди мамок-нянек, шутих да прислужниц. Девушки не имели права выйти замуж ни за кого, кто ниже царского рода, но где найти на Руси свободных царевичей, которые бы не были их родными братьями? Королевичи, принцы и прочие знатные иностранцы считались еретиками, никто из них и не видел этих затворниц. Русские царевны могли стать лишь христовыми невестами. Они отдавали в выбранную обитель все свое богатое приданое, поэтому монастыри стерегли царских дочерей, как коршун добычу.
Именно такую царевну изобразил Суриков. На ее еще детском личике — безысходность и покорность судьбе. Настоятельница, поджав губы, пристально наблюдает за реакцией высокой гостьи, которая вскоре поступит под ее крылышко: нравится ли ей все, нет ли в лице строптивости или капризности, а мамка зорко следит, чтобы никто вокруг не нарушил царевнино благочестие. Монахини ведут себя по-разному: одни низко склонились, другие с любопытством осматривают гостью.
В этом историко-бытовом произведении художник повествует не только о каком-то конкретном историческом событии, а рассказывает о жизни в допетровской Руси. Поскольку для царевны в ту эпоху из-за религиозных соображений замужество было почти невозможно, единственной дорогой для нее была дорога в монастырь. Момент посещения монастыря, в котором девушке предстояло жить, и описывает Суриков в своей картине.
Основная роль в композиции полотна отведена царевне, которая вошла под своды монастыря. На царевне красивые одежды, украшенные золотом и серебром, на венце – множество драгоценных камней. Пожилая боярыня в меховой шапке, идущая следом, внимательно следит, все ли соответствует заведенному порядку.
Перед титулованной госпожой склонились прислужницы и монашки в черных одеяниях. С любопытством, может быть, и с завистью, поглядывают они на нее. Помещение кажется каким-то таинственным из-за света мерцающих свечей.
С большим мастерством художник передает душевную чистоту царевны. Лицо девушки озаряет какая-то детская мечтательность и настоящая вера. Есть в девушке и обаяние молодости. Нежная кожа с теплым румянцем, русые волосы, очень красиво очерченные губы, ясные серые глаза – перед нами красивая юная девушка, которая умеет радоваться красивым нарядам и развлечениям, и с удовольствием дурачится в тереме с нянюшками и мамками.
Что ждет царевну после пострижения? Сияющую молодость проглотит утроба монастыря, а взгляд станет апатичным и равнодушным. Художник сравнивает и противопоставляет наивную веру, светлые надежды молодой царевны мрачному разочарованию монахинь, давно не ищущих радости ни в жизни, ни в религии. На ее еще детском личике — безысходность и покорность судьбе. Настоятельница, поджав губы, пристально наблюдает за реакцией высокой гостьи, которая вскоре поступит под ее крылышко: нравится ли ей все, нет ли в лице строптивости или капризности, а мамка зорко следит, чтобы никто вокруг не нарушил царевнино благочестие. Монахини ведут себя по-разному: одни низко склонились, другие с любопытством осматривают гостью.
Для образа царевны Сурикову позировали очень религиозная дочь его знакомых, которая собиралась стать монахиней, и внучка Наталья Кончаловская.
Именно такую царевну изобразил Суриков. На ее еще детском личике — безысходность и покорность судьбе. Настоятельница, поджав губы, пристально наблюдает за реакцией высокой гостьи, которая вскоре поступит под ее крылышко: нравится ли ей все, нет ли в лице строптивости или капризности, а мамка зорко следит, чтобы никто вокруг не нарушил царевнино благочестие. Монахини ведут себя по-разному: одни низко склонились, другие с любопытством осматривают гостью.
В этом историко-бытовом произведении художник повествует не только о каком-то конкретном историческом событии, а рассказывает о жизни в допетровской Руси. Поскольку для царевны в ту эпоху из-за религиозных соображений замужество было почти невозможно, единственной дорогой для нее была дорога в монастырь. Момент посещения монастыря, в котором девушке предстояло жить, и описывает Суриков в своей картине.
Основная роль в композиции полотна отведена царевне, которая вошла под своды монастыря. На царевне красивые одежды, украшенные золотом и серебром, на венце – множество драгоценных камней. Пожилая боярыня в меховой шапке, идущая следом, внимательно следит, все ли соответствует заведенному порядку.
Перед титулованной госпожой склонились прислужницы и монашки в черных одеяниях. С любопытством, может быть, и с завистью, поглядывают они на нее. Помещение кажется каким-то таинственным из-за света мерцающих свечей.
С большим мастерством художник передает душевную чистоту царевны. Лицо девушки озаряет какая-то детская мечтательность и настоящая вера. Есть в девушке и обаяние молодости. Нежная кожа с теплым румянцем, русые волосы, очень красиво очерченные губы, ясные серые глаза – перед нами красивая юная девушка, которая умеет радоваться красивым нарядам и развлечениям, и с удовольствием дурачится в тереме с нянюшками и мамками.
Что ждет царевну после пострижения? Сияющую молодость проглотит утроба монастыря, а взгляд станет апатичным и равнодушным. Художник сравнивает и противопоставляет наивную веру, светлые надежды молодой царевны мрачному разочарованию монахинь, давно не ищущих радости ни в жизни, ни в религии. На ее еще детском личике — безысходность и покорность судьбе. Настоятельница, поджав губы, пристально наблюдает за реакцией высокой гостьи, которая вскоре поступит под ее крылышко: нравится ли ей все, нет ли в лице строптивости или капризности, а мамка зорко следит, чтобы никто вокруг не нарушил царевнино благочестие. Монахини ведут себя по-разному: одни низко склонились, другие с любопытством осматривают гостью.
Для образа царевны Сурикову позировали очень религиозная дочь его знакомых, которая собиралась стать монахиней, и внучка Наталья Кончаловская.
smallbay.ru