И был «ПОСЛЕДНИЙ ДЕНЬ ПОМПЕИ» для русской кисти первым днем

Одним июньским днём 1836 года Российская Академия художеств просто бурлила от волнения. Круглая зала академии не вмещала почётных гостей, художников и любителей живописи. «Великого Карла» внесли на руках под восторженные крики в помещение, где висела его картина. Неземной успех и божественные почести!  Картина была настолько огромной, что размеры её внушали просто священный трепет : 4,5х6,5 метра.
    Сюжет этого полотна навеяло художнику посещение раскопок древнего города Помпеи в Италии, похороненного под лавой Везувия. Вулкан, считавшийся потухшим, внезапно проснулся, вершина его раскололась на две части и огромный столб пламени взметнулся над жерлом и град камней и раскалённой лавы пятиметровой толщины обрушился на маленький цветущий городок. Катастрофа – с одной стороны, а с другой - высота духа, самопожертвование и любовь, которая проявляется на самом краю гибели. Человек не может остановить неотвратимость стихии, но может оставаться человеком – таков лейтмотив картины.
    В этой драме нет главного героя, а красота лиц и жестов более действенна, нежели зрелище страдания и гибели. Одним из главных героев картины является свет. Сильным эффектом  являются падающие статуи: как будто на глазах у зрителя они начинают своё падение.Как символ гибели великой культуры почти в центре на мостовой лежит прекрасная молодая женщина и ненужные рассыпавшиеся драгоценности, рядом от страха плачет маленький ребёнок. А вот два сына – юноша и зрелый воин – несут отца, больного старика. Сын умоляет мать собраться с духом, а она велит оставить ее и спасаться самому. Брюллов провёл даже небольшое исследование и выяснил, что юношу этого звали Плиний Младший и он действительно смог спастись и даже описал события того страшного дня.
    В левой части картины на ступенях большого здания мы видим женщину, которая смотрит прямо на нас, и жутко от этого взгляда: она поняла, что все погибнут и будто прощается с нами. Рядом с ней мы видим художника с ящиком красок на голове, заворожённого грозной красотой стихией. Так Брюллов изобразил на картине самого себя и передал жар своего сочувствия и сострадания. Художник терял ощущение времени и не мог оторваться от работы, даже бывало выносили его на руках из мастерской, так как не было сил идти самому.
    Так что картина эта написана «кровью сердца» и в настоящее время находится «Последний день Помпеи» в Государственном Русском музее.
Ольга Смирнова (специально для RAinS)