Две версии одной композици

Жертвоприношение Авраама
Рембрант
Тема ветхозаветних библейских историй пользовалась в голландской живописи XVII века широкой известностью, история иудейского патриарха Авраама  в частности, когда Бог подвергал испытаниям своего избранника, чтобы проверить силу духа. Голландский живописец Рембрандт ван Рейн завоевал славу лучшего исторического живописца Амстердама и в его творчестве эта тема нашла также свое отражение.
    Существует две версии его картины «Жертвоприношение Авраама»: одна экспозиция из собрания Государственного Эрмитажа, а вторая из Старой Пинакотеки Мюнхена. Создание этих двух драматических композиций относится к самому пику творчества Рембрандта. Полотно, написанное в 1635 году стало одним из последних приобретений премьер-министра Англии Роберта Уолпола для своей коллекции. Впоследствии эта коллекция была продана и приобретена императрицей Екатериной II. Так фонд Уолпола пополнил собрание императорского Эрмитажа в Петербурге.
    Относительно мюнхенской версии существует предположение, что она написана одним из учеников мастера, так как в мастерской самого мэтра было принято исполнять вариации на темы работ учителя, которые являлись образцом. Произведения Рембрандта копировались постоянно, копии эти высоко ценились и стали достоянием многих известных коллекций, продавались даже под именем самого мэтра.

Мюнхенская копия
    Впервые мюнхенское полотно с именем Рембрандта было зафиксировано в списке вещей продававшихся с аукциона 1760 года в Амстердаме. Позднее картина попала в собрание курфюрста Карла Теодора в Мангейме, однако в инвентаре коллекции полотно числилось как произведение ученика Рембрандта Фердинанда Бола. Сравнивая две композиции, специалисты сошлись на том, что написаны они были двумя разными живописцами. Мюнхенский вариант отличается своей индивидуальной манерой и является как бы переложением эрмитажного оригинала с многими мелкими изменениями и в рисунке, и в цвете.
    Автор мюнхенского полотна считается неустановленным, хотя большинство исследователей склоняется в пользу ученика Говерта Флинка, который завершал своё обучение именно в 1636 году. Дошедшие до нас еще несколько старинных  копий свидетельствуют об успехе "Жертвоприношения Авраама", воплотившем блестящий художественный замысел великого автора.

Ольга Смирнова (Специально для www.RussianArtinSacramento.com)